Темперация, темперированный строй - это музыкальные термины. Вообще, ступени звукоряда строятся по определенным интервалам, которые определяются соотношениями частот обертонов - это, скажем так, "естественный" звукоряд. Но "проблема" такого звукоряда в том, что пропорции между частотами соседних нот не получаются равными, и возникает следующая проблема. На инструменте с фиксированным строем (фортепиано, орган, аккордеон, баян, гитара, лютня, домра, балалайка и все ладовые инструменты вообще), если его настроить (фортепиано) или построить (ладовые) в таком "натуральном, естественном, чистом" звукоряде, можно будет играть только в ограниченном числе ладов и тональностей. И вот чтобы сделать инструмент универсальным (чтобы можно было играть в любой тональности), была придумана темперация: октаву разбили на абсолютно равные (пропорционально) интервалы (у нас их 12, т.н. полутона). В итоге получился строй не совсем чистый с точки зрения того, о чем я говорил в начале, но зато абсолютно универсальный в плане тональностей. Такие инструменты с фиксированным строем называются инструментами с темперированным строем.
А вот на безладовых струнных инструментах, нетемперированных можно играть в "натуральном, естественном, чистом" строе. |